Дума одобрила в первом чтении повышение пенсионного возраста

19 июля 2018 года законопроект о повышении пенсионного возраста до 65 для мужчин и 63 лет женщин одобрен в первом чтении.

Продолжаем вас информировать о поэтапном повышении возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости.

Сегодня рассмотрение изменений на пленарном заседании длилось около трех часов. Выступили Минтруд, председатели комитетов, лидеры всех четырех фракций, депутаты задали свои вопросы выступающим. Был продлен срок предоставления поправок ко второму чтению до 24 сентября 2018 года.

Повышению пенсионного возраста быть. Пока никаких подвижек в снижении возраста не произошло. Посмотрим, какие инициативы предложили профильные Комитеты Госдумы.

Комитет по бюджету и налогам: поддержал законопроект. Чиновники сказали, что принятие законопроекта позволит уже в 2019 году увеличить пенсии в среднем на 1 тысячу рублей (или на 7 %), то есть в два раза выше прогнозируемой инфляции. Предполагается, что такая тенденция по увеличению пенсии сохранится, как минимум, на протяжении 6 лет, что позволит к 2024 году увеличить средний размер пенсии более чем на 30 % по сравнению с 2018 годом.

Комитет Государственный Думы по охране здоровья: посчитал важным сохранение права на досрочную пенсию за лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, которую называют пенсией за выслугу лет. Сохранение для определенных категорий медицинских работников права на досрочную пенсию подчеркивает сложность медицинской профессии и должно способствовать к притоку кадров, особенно в сельскую местность. Комитет считает целесообразным скорректировать «вредные пенсионные списки» с учетом современных реалий. Например, медработники, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, работают в тяжелых условиях труда, связанных с высоким эмоциональным, психологическим и физическим напряжением.

Комитет Государственной Думы труду, социальной политике и делам ветеранов: рекомендовал Госдуме принять в первом чтении проект федерального закона с учетом множества оговорок.

Чиновники сказали, что повышение пенсионного возраста не затронет большое число будущих получателей досрочных пенсий по условиям труда, лиц, проживающих на загрязненных территориях, граждан, которым страховые пенсии назначаются досрочно по социальным мотивам, будущих военных пенсионеров и получателей пенсий по линии иных силовых ведомств. Реализация закона поставит отдельные категории граждан в разное правовое положение при отсутствии достаточных на то оснований, а также установит различия в пенсионных правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях. Именно утрата трудоспособности, а не демографические показатели должны служить ориентирами для установления того или иного нормативного пенсионного возраста. В противном случае пенсионное страхование утратит свою объективно обоснованную природу. У Комитета возникли вопросы относительно объективности предложенных границ пенсионного возраста, в связи с чем предложено провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников.

В большинстве стран, принявших решение о повышении пенсионного возраста, его реализация происходила более плавными темпами: по два – шесть месяцев в год. При этом законопроектом не предусматривается каких-либо смягчающих условий введения нового правового регулирования, например, установления гибких границ пенсионного обеспечения путем предоставления гражданам права на более ранний выход на пенсию с одновременным пропорциональным снижением ее размера.

В материалах к законопроекту отсутствует прогноз его влияния на состояние рынка труда. Вместе с тем, очевидно, что реализация положений законопроекта окажет на него прямое воздействие. Учитывая низкий размер пособия по безработице (от 850 до 4 900 рублей), при невозможности трудоустроиться, граждане предпенсионного возраста не обращаются в службу занятости, а ждут назначения пенсии. В общей численности лиц, которым страховая пенсия по старости назначается впервые на общих основаниях, только каждый второй является работающим.

Законопроект не содержит норм, направленных на установление порядка использования сэкономленных средств (на пенсию будет выходить все меньше и меньше граждан) и механизма повышения пенсий выше инфляции.

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал поддержать законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.