Минтруд России разрабатывает законопроект, которым будет установлен единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионеров по всей России.
Речь идет о размере
регионального прожиточного минимума пенсионера утверждаемого раз в год в каждом субъекте РФ в целях определения социальной доплаты к пенсии. Напоминаем, что право на социальную доплату к пенсии имеют только неработающие пенсионеры, если сумма их материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе по месту их жительства.
Специалисты, проанализировав ситуацию с размерами региональных прожиточных минимумов для пенсионеров выяснили, что в ряде регионов указанная величина необоснованно занижена или завышена. Сравнивают в этом случае с
местными ежеквартальными прожиточными минимумами (утверждаются: общий по региону, для трудоспособного населения, на детей и на пенсионеров). Получается, что эти две величины (годовой прожиточный минимум для пенсий и ежеквартальный на пенсионеров) зачастую не совпадают.
Это порождает не справедливое распределение социальных доплат пенсионерам. Ведь занижение величины прожиточного минимума пенсионера приводит к тому, что установленная малообеспеченному гражданину социальная доплата к пенсии не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.
Данные по 2017 году:
- в 14 субъектах РФ величина прожиточного минимума пенсионера меньше фактической среднегодовой величины за 2017 год
- в 71 субъекте РФ – величина прожиточного минимума пенсионера больше фактической среднегодовой величины за 2017 год
При этом отклонение установленной величины от фактической составляет:
- в 33 субъектах РФ – 5 % и менее
- в 23 субъектах РФ – от 5,1 %до 10%
- в 18 субъектах – от 10,1 % до 15 %
- в 11 субъектах РФ – свыше 15% .
Чиновники решили разработать единый алгоритм определения величины регионального прожиточного минимума пенсионера. Предусматривается, что величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и в субъектах РФ на соответствующий год устанавливается в размере фактической величины прожиточного минимума для пенсионеров за второй квартал предыдущего года.
Законодатели обратили внимание на то, что величина прожиточного минимума пенсионера для определения социальной доплаты к пенсии в целом по стране и в субъектах устанавливается на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания. При этом не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться. Кроме того, величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Исходя из данного положения, требуется уточнение в части учета уровня потребительских цен отражен учет уровня потребительских цен только на продукты питания.